Пчак и корд. Узбекский, уйгурский, таджикский нож. Виды пчаков и кордов.
Охотничий чат в Телеграм — добавляемся https://t.me/tathunter_ru
Наш канал в Инстаграм — https://www.instagram.com/tathunter.ru/
При всем обилии информации, точного ответа на вопрос, что считать «правильным» пчаком или кордом , видимо, не существует. Не ясно даже, чем отличается пчак от корда и отличается ли вообще…(ведь и то и другое в переводе с национального языка означает просто «НОЖ») . А ведь есть еще иранский кард…
Начнем с простого. На этих фотографиях изображен нож, который любой человек, хоть как-то интересующийся ножами или бывавший в Средней Азии, назовет «ПЧАК», или, по-узбекски, «ПИЧОК». Облик пчака своеобразен и легко узнаваем.
Это — самый распространенный пчак с клинком «кайке». Такой клинок подразумевает поднятие острия над линией обуха на 3-8 мм. Более продвинутые и любознательные скажут, что это «Андижанский пчак».
Кто-то еще добавит: «Шархон».
Сам клинок пчака традиционно выковывается из углеродистой стали (в отдаленные времена использовалось сломанное оружие или слитки железа из Индии, с 19-20 века в ход пошли автомобильные рессоры, обоймы подшипников и другие подручные материалы, в настоящее время чаще всего используются прутки заводской стали типа ШХ-15, У12 , 65Г или дешевая арматура из Ст3).
В Узбекистане до сих пор говорят: «Пичок из углеродки – для работы, из нержавейки – для украшения!»
Если клинок изготовлен из высокоуглеродистых инструментальных (У12) или подшипниковых (ШХ15) сталей (что позволяет получить более качественное изделие), то к нему обычно приваривают хвостовики из Ст3, что заметно в виде треугольника возле рукояти пчака.
Кстати, так же поступают многие японские и российские мастера, например, Г.К. Прокопенков. Это связано с тем, что У12 и ШХ15 имеют невысокую ударную вязкость и прочность и, если клинок с хвостовиком выкованы из единого куска стали, велика вероятность слома клинка в районе шейки, например, при падении.
Длина клинка обычно составляет 16-22 см, толщина всегда клиновидно уменьшается от рукояти к острию, причем у рукояти она может быть 4-5 мм. В сечении клинок пчака тоже клиновидно сужается от обуха к лезвию. Спуски, как правило, прямые, редко встречаются выпукло- или вогнуто-линзовидные. Ширина клинка может быть до 50 мм. Все это вместе дает неплохую геометрию ножа и обеспечивает эффективный рез любых пищевых продуктов.
Как уже было сказано, сталь на пчаках используется углеродистая, из того, что есть под рукой, закалка (как правило, зонная – только у режущей кромки) обычно проводится до 50-52 ед по Роквеллу, реже до 54-56 и то только в последнее время. С одной стороны, твердость в 50-54 ед не дает долгого удержания остроты режущей кромки, но зато позволяет править такой нож на чем угодно (обычно используется дно керамической пиалы, но существуют и специальные камни традиционной формы для правки пчаков и ножниц), что, конечно, является большим плюсом. Но в этом случае нож быстро стачивается и превращается чуть ли не в шило, поэтому приходится покупать новый. Хотя стоимость пчаков (не сувенирных) всегда была небольшой.
В последнее время все чаще встречаются пчаки из стали ШХ-15, которая может быть закалена до 60 ед Роквелла, что мы и видим на некоторых клинках.
Такие твёрдые клинки делают специально для российского и украинского рынка, чтобы конкурировать с японскими кухонными ножами. С моей точки зрения, такая твердость не очень оправдана, ибо пчаки имеют очень тонкое сведение и работа такими ножами требует определенных навыков и специальной техники, иначе клинок будет выкрашиваться и ломаться (аналогично японским кухонникам).
С другой стороны, калить ШХ-15 до 50-52 единиц (норма для пчака) особого смысла нет — просто перевод добротного материала.
Поверхность клинков из углеродистых сталей обычно оксидируют (воронят), погружая в раствор наукатской глины (традиционно), железного купороса или хлорного железа, из-за чего клинок приобретает темно-серый с голубым или желтым отливом цвет, украшают долом («комалак», причем если дол один, то он обязательно будет со стороны тамги), выбитым клеймом («тамгой») или гравировкой. Выбитые углубления заливают латунью.На углеродистых клинках часто заметна зона закалки.
Названия частей пчака представлены ниже:
«ГЮЛЬБАНД», или больстер отливают из легкоплавкого олова или сплавов олова со свинцом, паяют из листовой латуни или мельхиора и заливают оловом или его сплавом. Замечу, что использование свинца при приготовлении пищи не есть хорошо, и желательно ножи со свинцом не использовать (или, по крайне мере, покрыть лаком). Отличить свинец можно, попробовав паяльником (свинец плавится хуже), он сильно окисляется, приобретая темно-серый оттенок, пачкается (как газетная бумага). Мне лично кажется, что использование свинца и сплавов — это издержки легкодоступности старых автомобильных аккумуляторов и баббитов из подшипников.
Украшают гюльбанд гравировкой (традиционно – узбекским растительным орнаментом «ислими»), часто с заливкой углублений эмалевой краской (черной, красной, зеленой), а также вставками из перламутра («садаф»), бирюзы или стразами.
«БРИНЧ» — полоска листовой латуни или мельхиора, толщиной до одного миллиметра, припаиваемая по периметру хвостовика при накладном монтаже рукояти(«ерма доста»). На бринч приклепывают накладки рукояти, украшают гравировкой и декоративным оксидированием. Замечу, что обычно бринч выступает за пределы хвостовика на 1-2 мм, и между накладками и хвостовиком остается воздушный зазор.
Смысл этого действия не очень понятен, разве что для экономии материала накладок, когда используется дорогой материал (например, слоновая кость). Возможно, такая конструкция позволяет демпфировать напряжения в рукояти, т.к. такой же монтаж традиционно применяют в рукоятях среднеазиатских сабель (заполняя воздушные полости мастикой).
«ЧАКМОК» или навершие.
Специально изготовленное и украшенное навершие применяют на дорогих пчаках при накладном монтаже («ёрма доста»), в виде металлических притинов, или всадном монтаже рукоятей («сукма доста») из полого рога, в этом случае его выполняют методом пайки из мельхиора, латуни.
Украшают гравировкой, садафом, стразами.
На недорогих пчаках чакмок обозначают путём изменения сечения рукояти (из округлого в прямоугольное) и/или наличия клювообразного выступа.
«ДОСТА» — черен, рукоять.
Для изготовления используют местное дерево (абрикос, чинара), текстолит, оргстекло, кости, рога, паяют из листового металла (мельхиор, латунь)
Дерево, текстолит и кость обычно не украшают, в оргстекло вставляются цветные «глазки» и проволока, рог украшают декоративными гвоздиками, вставками из садафа или стразами, на металлические рукояти наносится гравировка, обычно в виде растительного, цветочного («чилмих гули») орнамента с добавлением стразов.
Черен рукояти с накладным монтажом («ерма доста») обычно имеет одинаковую толщину и у гюльбанда и у чакмока, реже утолщается к чакмоку. Нередко толщина такой рукояти превышает ее ширину – это удобно при традиционной нарезке овощей при приготовлении узбекских блюд: плова, салатов «чучук», или «шакароб»
«ТАМГА» — клеймо
Как правило, каждый мастер («усто»), производящий какое-либо изделие (особенно ножи), применяет цеховое клеймо (тамгу).
Для узбекских мастеров в центре тамги обычен полумесяц (как символ веры), часто используются звезды (говорят, что их число раньше обозначало число детей-наследников или учеников, ставших мастерами) и символ хлопка.
На современных клеймах может встретиться все, что угодно – даже изображение автомобиля.
Надо отметить, что в настоящее время для идентификации мастера полностью полагаться на тамгу нельзя. Я видел тамгу, которую используют как минимум четыре разных мастера (хотя, может, делает и один, но продают от своего имени разные люди).
Как и к любому хозяйственно-бытовому ножу, к пчаку полагаются ножны. Как правило, они не отличаются добротными материалами и качеством изготовления. На сегодняшний день обычно это кожезаменитель с картонными вставками, иногда украшенный аппликацией и имитацией бисера.
Более дорогие пчаки могут иметь ножны из кожи, украшенные тиснением или плетением из кожаного шнурка.
Редко встречаются ножны металлические (мельхиор, латунь) с гравировкой или комбинированные (кожа, дерево, металл).
В завершение обзора андижанского пчака приведу цитату из статьи О. Зубова «Знак мастера» (журнал «Вокруг света» № 11 за 1979 год):
« …Широкий, звенящий с черно-фиолетовым отливом, инкрустированный красными, зелеными, голубыми и белыми камешками – крапинками, на лезвии сияют три звезды и луна – древнее клеймо Абдуллаевых.
Этот нож – незаменимый помощник за трапезой в кругу друзей, неотъемлемая часть узбекской кухни.«Можешь резать хлеб, можешь чистить картошку, а можешь повесить на ковер и смотреть – все можешь!» – сказал мастер. И, помолчав немного, улыбнулся: «Но лучше всего — резать дыню!»
Рассматривая узбекские пчаки, волей-неволей задаешься вопросом о том, что же привело к появлению именно такой формы лезвия.
Дело в том, что такая форма подходит исключительно для приготовления пищи, в то время как у соседних народов типичным был нож, которым хоть как-то можно было защищаться и использовать для других (не поварских) нужд, то есть во всем мире были в употреблении более универсальные ножи. У узбеков такие ножи тоже были, но… только до 14 века. Точная причина возникновения такой формы не известна, но если вспомнить, что 14 век – это век империи Тимура (Тамерлана), империи с централизованной властью и жесткими законами, то можно предположить, что чиновники Тимура, или он сам, были несколько обеспокоены подчинением завоеванных народов, и, дабы не допустить появления у народа холодного оружия, свозили всех мастеров-оружейников в шахские кузницы, в столицу империи г. Самарканд, а для мирного населения заставили мастеров делать ножи с поднятым вверх острием.
Таким ножом нанести колотые раны практически невозможно и, значит, опасность восстания и прочих «терактов» уменьшается.
Вспомним, что во времена другой, уже близкой к нам по времени империи, пчаки тоже не относились к холодному оружию именно из-за формы лезвия и за их изготовление не отправляли в места не столь отдаленные. Хотя могут быть и другие версии. В любом случае получился очень удобный для приготовления пищи нож, который быстро завоевал себе популярность в Средней Азии. Был бы не удобный — не получил бы такого распространения!
Кроме пчаков с клинком «кайке» встречаются пчаки с клинком «тугри», то есть с прямым обухом.
Сравним два вида клинков: на фотографии ниже хорошо видна разница между клинком «тугри» (вверху) и «кайке» (внизу)
Клинок «тугри» имеет постоянную или уменьшающуюся к острию ширину. Удобен для нарезки мяса, обычно входит в набор мясника («кассоб-пичок»).
Кроме уже упомянутого «андижанского» пчака, можно встретить названия «старобухарский» и «старококандский».
В «старобухарском» клинок равномерно сужается к острию, подъем выражен меньше, но все лезвие часто бывает дугообразно выгнутым, клинок больше специализирован на работу по мясу – снятие шкуры, обвалку.
Интересно, что до сегодняшнего дня узкие Бухарские пчаки часто называют «афганкой», хотя различие между пчаками из Бухары и Афганистана имеется – на «бухарских» заклепки идут в один ряд, а на «афганских» — полуконвертом.
Также традиционно бухарские пчаки имеют ножны с шариком или листиком на конце.
«Старококандский» — клинок этого пчака отличается малой шириной, используется, скорее всего, как вспомогательный при обвалке или чистке овощей.
Можно также встретить названия «толбарги» (ивовый лист) и «казахча». Это функциональные узкоспециализированные ножи, предназначенные для выполнения определенной работы.
«Толбарги» — мясницкий нож для разделывания туш животных,
«казахча» — для разделки рыбы.
Пчаки «казахча» были распространены большей частью среди жителей (рыбаков) побережья Аральского моря, в основном, казахов.
Линия обуха «казахча» примерно на одну треть до острия образует плавную выемку, вновь поднимаясь к острию, находящемуся на линии обух-рукоять. Выемка затачивается с одной или с обеих сторон. Клинком такой формы, перевернув нож, легко чистить и потрошить рыбу.
Рукояти «толбарги» и «казахча» обычно изготавливаются из дерева и, как правило, не украшаются (допускается лишь наличие цветного орнамента на гюльбанде).
Приведем фото ножей мастера Мамуржона Махмудова из г. Коканда:
«Толбарги»
Ну и еще фото ножей из Ташкента
Фото из музея прикладного искусства Узбекистана, подборка называется «Ташкент 1985»
Отдельного упоминания заслуживают «Уйгурские пчаки».
Это ножи из СУАР (Синдзянь –Уйгурского автономного района Китая). Иногда встречается название Янгисарские ножи – название закрепилось по центру производства – городу Янгисар. У них также есть и «старобухарский тип-афганка» и «старококандский», но если посмотреть на фотографии, то можно увидеть и отличия. Бросается в глаза более качественное (и красивое) изготовление рукоятей и отсутствие литого гюльбанда (больстера) из олова, хвостовики клинков практически всегда открыты, бринч не используется. А вот клинки часто бывают обработаны грубо, или вообще не заточены, т.к. производство уйгурских ножей с заточенными клинками длиной более 200 мм запрещено китайскими законами!
Старобухарский. Уйгурские мастера
Афганка. Уйгурские мастера.
Старококандский. Уйгурские мастера.
Если узбекские пчаки больше специализированы под приготовление пищи, то таджикские КОРДЫ являются ножами более универсальными.
Корды имеют три типичных размера. Самый распространенный (наиболее рабочий) имеет длину 14-17 см, большой нож «Гов куши» («короворез») используется для забоя скота и имеет длину 18-25 см и самые маленькие ножи (меньше 14 см) – для женщин.
Клинки у традиционных кордов мощные, толщиной у гарды до 4 мм (замечу, что если толщина клинка ножа более 2,4 мм, то он уже может рассматриваться как холодное оружие и запрещен к свободному обороту), спуски линзовидные от обушка или середины ширины клинка, реже прямые (у узбекских пчаков, как правило, наоборот). Режущая кромка выводится на каждом ноже в зависимости от предназначения. Обух у клинка корда, как правило, выточенного из готовой полосы металла, бывает прямой и параллельный, а не клиновидный, как у пчака.На клинке обычно протачивают долы по одному или по два на каждой стороне или два на правой и один на левой.
Монтаж зависит от местности изготовления. В юго-восточных горных районах предпочтение отдают всадному монтажу, а в западном и северном районах, которые ближе к Узбекистану, –накладному. Причем накладной монтаж корда несколько отличается от такового у пчака: не применяется паяный бринч, а весь хвостовик заливается по периметру оловянным сплавом, поэтому рукоять на пчаке легче, а на корде – прочнее! Вообще, прибор у кордов бывает только литой, из олова и его сплавов (или серебра), орнамент — только гравированный и более геометрический, радиально-симметричный в отличие от сложно-растительного узбекского «ислими». Орнамент индивидуален для каждого мастера и может заменять клеймо (корды традиционно не клеймятся, по крайне мере на клинке, на гарде – определенный орнамент или клеймо)
Накладные рукояти кордов всегда шире, чем у пчаков, расширяются к навершию и имеют характерную выемку под мизинец.
На рукоять корда идет рог, кость, дерево, пластмасса. При всадном или накладном монтаже хвостовик клинка корда всегда полный на всю длину рукояти (за исключением маленьких ножей для женщин на кухню).
Фото из музея прикладного искусства Узбекистана, подборка называется «Хорезм, Хива.1958»
Хотелось бы еще раз остановиться на терминологии- пчак, пичок, бычак, корд, кард.
Дело в том, что некоторое время назад мне в руки попал нож где-то 17-18 века
Длина 310мм, длина лезвия 185 мм, ширина у обуха 30мм, толщина обуха (3,5-2,5-1,5)мм. Назначение канавки на обухе мне непонятно, разве что для увеличения толщины обуха, которая незначительно увеличивается при прочеканивании канавки. Желтый металл в орнаменте – золото. Твердость около 52 ед. Поразил меня строй клинка (как выразился известный мастер – ножовщик Геннадий Прокопенков, «просто — высший пилотаж!»): — клин от обуха с вогнутой линзой, и переходящий в каплевидный вид в нескольких миллиметрах (от 3 до 5) от режущей кромки. Конечно, это все — десятые доли миллиметра, но все видно и прощупывается. После недолгих уговоров, Г.К. Прокопенков согласился сделать мне современную копию, максимально сохранив весь строй клинка.
Получился вот такой нож:
Оказалось, что при работе на кухне он превосходит практически все имеющиеся у меня ножи – и по качеству реза и по удобству работы. Ну и правится легко чем угодно (хоть мусат, хоть керамика) Хотя если долго шинковать овощи, то есть на потоке, хороший шеф , видимо, будет удобней. Но для дома…
Кроме того, его конструкция позволяет и палочку отрезать/построгать и от злыдня какого-либо защититься.
То есть получили отличный универсал.
Естественно, встал вопрос о типе ножа. Вариантов было два – кард или пчак. Корд не рассматривался по очевидым признакам. По материалам интернета и, в частности, конференции «RusKnife» ближе всего оказался бухарский нож.
Нож из Бухары. Музей артиллерии , инженерных войск и войск связи. Выставка «Оружие Востока 16-19 веков»
Замечу, что «музейный» экспонат назван просто – «Нож из Бухары»
Дальнейшие поиски привели к следующим фотографиям:
Пчак старый. Бухара
Пчак. Бухара.
Бухарский кард
Бухарский кард
Пчак бухарский с бирюзой
Пчак Афганистан
Персидский кард
Заметим, что на последней фотографии нож (персидский кард) имеет бронебойное утолщение на острие.
Таким образом, определить точно вид моего ножа видимо не представляется возможным.
С точки зрения коллекционеров и знатоков холодного оружия кард – это нож, создаваемый в первую очередь для военных целей: он и по виду больше к стилету тяготеет и острие у него , как правило, упрочняется.
Так что я считаю, что у меня – пчак. Тугри-пчак, скорее всего, бухарского производства.
Однако мне больше всего импонирует позиция Марата Сулейманова, который утверждает, что кард, корд и пчак – это никак не бренды, а просто названия одного изделия – ножа – на разных языках («печак» — по-татарски, «пичок» — по- узбекски, «пшах» — по-азербайджански, «корд» — по таджикски, «кард»- по персидски. Кард и корд близки по звучанию, так как таджики и персы (иранцы) относятся к одной языковой группе, узбеки, татары, азербайджанцы – к другой, тюркской)
Есть еще «бычак» — карачаевский нож (см. статью «Бычак – нож каждого карачаевца» на этом сайте), но карачаевцы и их ближайшие родственники — балкарцы, как известно, тоже тюркоязычные народы.
Есть еще ножи туркмен-сарыков (фото из Rusknife)
Таким образом, не касаясь военной тематики, видимо, наиболее правильно говорить:
-национальный узбекский нож (пичок, или пчак)
-национальный таджикский нож (корд)
-национальный уйгурский нож (пчак)
-национальный карачаевский нож (бычак)
Приведем еще фото из “Туркестанского альбома” 1871-1872 год
Самарканд, Пичак-базар (Кстати, в оригинале написано “Писяк-базар”)
В прежние годы узбекские пчаки попадали в Европейскую часть СССР в виде единичных экземпляров, чаще всего их привозили из экспедиций по Средней Азии. Как правило, их качество было не на высоком уровне.
С конца 90-х годов прошлого века, компания «Союзспецоснащение» начала регулярные поставки узбекских пчаков в Россию, и их стало возможно приобрести в офисе компании или в розничной торговле. В настоящее время их можно приобрести во многих ножевых магазинах и магазинах восточной кулинарии, в том числе и в Интернет-магазинах (в частности, в «Дукан Востока», «Пчак-ножи ручной работы», и т.п.).
На первых порах поставщики закупали пчаки оптом на базарах в Узбекистане, поэтому ни имя мастера, ни место изготовления у продавцов узнать было невозможно. По мере насыщения рынка, торговля стала «цивилизовываться», и сейчас можно приобрести пчак, изготовленный конкретным мастером (особенно у тех продавцов, которые закупают изделия непосредственно у мастеров), и выбрать тип, стиль и материалы клинка и рукояти.
Во времена Советского Союза наиболее популярными были пчаки из города Чуст, где была единственная в Узбекистане ножевая фабрика.
Фото из музея прикладного искусства Узбекистана, подборка называется «Чуст 1987 г.»
В нынешнее время основную массу узбекских пчаков производят в г. Шахрихон Андижанской области Узбекистана, где существует целый городской район («махалля») мастеров-ножовщиков («пичокчи»), в котором трудятся целые семейные династии кузнецов и слесарей-сборщиков пчаков.
Фото из музея прикладного искусства Узбекистана, подборка называется «Шахрихон 1999»
Так, известный мастер Комилжон Юсупов , посвятивший своему ремеслу более 50 лет жизни, и избранный аксакалом махалли пичокчи Шахрихона, передал свое искусство своим сыновьям и сейчас братья могут делать, при желании, очень неплохие изделия.
Усто Бахром Юсупов
Усто Бахром Юсупов
В других регионах Узбекистана также живут и работают отдельные мастера («усто») и семьи пичакчи, но их изделия встречаются гораздо реже. Например, семья Абдуллаевых, живущая и работающая в Бухаре, изготавливает и пчаки, но их подлинным «коньком» являются ножницы ручной ковки и разнообразного назначения, славящиеся по всему Узбекистану.
Родственные узбекским пчакам таджикские ножи («корды»), в основном, производят в г. Истаравшан (бывший Ура-Тюбе).
Также стенды с пчаками и и кордами всегда присутствуют на различных ножевых выставках: “Клинок”, “Арсенал”, “Охота и рыболовство” и других…
Усто Абдувахоб и его ножи:
Директор магазина “Дукан Востока” Бахриддин Насыров с узбекскими мастерами-«усто»: усто Улугбеком, усто Абдурашидом, усто Абдувахобом.
Усто Улугбек
Усто Абдурашид
Усто Абдурашид
И пчаки, и корды производят вручную, и можно с уверенностью сказать, что каждый такой нож несёт в себе частицу души мастера.
Уже при внешнем осмотре можно судить об уровне качества ножа:
— хороший строй и обработка клинка, выраженная линия закалки и тонкая режущая кромка позволяет рассчитывать на хороший и продолжительный рез;
— хорошо пропаянный или отлитый из чистого олова (светлый и блестящий) гюльбанд позволяет использовать пчак или корд на кухне без риска отравления свинцом;
— чистый и продолжительный звон после щелчка по клинку, отсутствие шата у всадной рукояти свидетельствует о качественной сборке;
— отсутствие щелей между прибором и череном, или трещин в черене рукояти предотвращает размножение в них микроорганизмов;
По возможности, пчак и корд, как и любой другой инструмент для работы, нужно подбирать «на ощупь», чтобы он стал «естественным продолжением руки».
Выбор пчака очень непростое дело, поэтому самый лучший вариант – выбирать нож от мастера, известного хорошим качеством своих изделий (благо, с недавних пор можно заказать в Интернет магазинах ножи работы конкретного мастера из Узбекистана или Таджикистана, а также прочитать отзывы пользователей на ножевых форумах). Но в любом случае нож надо стараться подержать в руках. Дело в том, что все-таки на сегодняшний день создание пчаков является полукустарным производством и при колоссальном росте рынка, в первую очередь в России, трудно ожидать стабильности даже от известных пичакчи. Да и подтвердить авторство не всегда представляется возможным. Иногда даже у уже известных мастеров можно приобрести никуда не годный товар, в то же время у совершенно незнакомого мастера можно найти отличный образец. Мне практически не доводилось видеть пчаков, которые не имели бы каких-либо недочетов- всех их надо было «доводить до ума»
Единственными (на сегодняшний день) пчаками, к которым нельзя придраться, это пчаки Мамиржона Саидахунова
Клинок 140х4мм у обуха, равномерно сходит к носику. Сведен в ноль, двухсторонняя линза легонькая, заточен отлично. Порошковая сталь ДИ-90, термичка в печке, калка на 61 где-то. Ручка 110мм, моржовая кость. Гюльбанд-твердый сплав на основе олова. Снедь режет зверски, дерево строгает сухое, курицу бодро разделывает. Ножны: кожа 3мм, пропитка против воды
Правда, есть небольшой нюанс – мастер живет и работает на Украине и цена за этот нож достаточно высокая ( по сравнению с остальными пчаками)
На сегодняшний день в России представлены ножи более 30 мастеров из Шахрихона, Самарканда, Ташкента и так далее…
Кроме того, такие ножи не могли не заинтересовать и российских производителей.
Так, по просьбе своих заказчиков, делают пчаки:
-Геннадий Прокопенков
Этот нож мы можем видеть практически каждый выходной на канале НТВ в руках Сталика Ханкишиева. Волокнистый композит на основе 40Х13, закалка до 52-54
-Дмитрий Погорелов
Сталь CPM 3V , HRC – около 60. Длина 280 мм, длина лезвия 150 мм, ширина 33 мм, толщина (3,5-2,5-1,5) мм, вес 135г. Рукоять -кокоболо Сведение в ноль, рез отличный
Мастерская Межова
Нож С.Кутергина и М. Нестерова
Сталь Х12МФ, серебро, палисандр, розовое дерево, кость. Длина ножа 280мм, лезвие 160мм, ширина 40мм,толщина 4мм, HRC 57-59
Но даже из фотографии видно, что сведение отнюдь не «пчаковское»
Златоустовские оружейники
АиР
Сталь 95Х18, HRC 58 , длина 292 мм, лезвие 160 мм,ширина 35 мм, толщина (2,2-2,0-1,8)мм, вес 120г.Сведение где-то 0,3мм. Рукоять – орех. Несмотря на небольшую толщину и неплохое сведение, рез этого ножа оставдяет желать лучшего
ОружейникЪ
Дамасск, позолота. Длина 260 мм, лезвие 160 мм, ширина 35 мм, толщина (4,0-3,5-2,0) мм, вес 140г. HRC примерно 56. Сведение примерно 0,2-0,3 мм.
Несмотря на различные украшения, рез значительно лучше предыдущего АиРа.
Небольшое тестирование показало предсказуемые результаты – сначала Прокопенков с Погореловым, затем ОружейникЪ и затем с большим отрывом АиР.
Интересно, что обычный пчак (см.фото) показал себя чуть хуже , чем пчаки наших именитых мастеров (по качеству реза) , но лучше Оружейника, но не намного.
В середине прошлого века похожие на пчак ножи делала немецкая фирма Herder, но его специализацию мне выяснить не удалось
Конечно, пчак, даже хороший, трудно сравнить по технологичности и гигиеничности с европейским шефом, и на современном пищевом производстве он будет менее удобен, но на домашней кухне и особенно где-нибудь на природе, этот нож может доставить вам массу удовольствия!
Для более полного представления о работе пчака рекомендую ознакомиться с обзором Романа Дмитриева «Пчаки в реальной жизни» на этом сайте.
Большую помощь в написании статьи оказали Марат Сулейманов, Роман Дмитриев и форум «RusKnife»
Отдельная благодарность за предоставление фотографий Бахриддину Насырову («Дукан Востока») и Александру Мордвину («Пчак- ножи ручной работы»)
Взято с сайта CookingKnife.ru
Комментировать
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.